Много лет назад, в самом начале юридической карьеры мне удалось застать те времена, когда налоговые инспекции, находясь в глухой обороне, с трудом отбивались от налогоплательщиков. Удавалось им это, честно говоря, редко. Налогоплательщики платили налоги, а потом их возвращали из бюджета. Налогоплательщики не платили налоги и отстаивали свои права в суде, побеждая налоговиков.
Помню, первые мои налоговые битвы касались редкого и небольшого налога - налога на пользователей автомобильных дорог. Ситуация была проста до безумия - законодатель забыл установить все элементы налога и поэтому налог не считался законно установленным, а уплаченный подлежал возврату.
Самый первый мой спор на эту тему я в качестве помощника юриста таскал тонны судебной практики и документов за маститым адвокатом: миллиард полновесных деноминированных рублей нам удалось в этом споре отбить. Налоговая рвала и метала, но ничего сделать не могла - законно установленного налога в том смысле, в который в него вкладывал Налоговый кодекс РФ, просто не было.
После этого спора было еще несколько десятков таких же однотипных, однако государственная машина медленно, но верно закрывала лазейку в законодательстве, пока налог на был сначала приостановлен, а затем и полностью отменен.
Потом юристы по всей стране пробивали налог на добычу полезных ископаемых. Основания были очень похожи. Как не странно, государство признавало ошибки в установлении всех элементов этого налога и тоже возвращало налогоплательщикам этот налог. Но целесообразность и бюджетная необеспеченность постепенно побеждали законность и очередная лазейка была закрыта.
Постепенно государство переходило из обороны в нападение: в какой-то момент возврата НДС из бюджета было практически невозможно добиться без судебного акта. Рассчитан такой трюк был на то, что судиться пойдут не все: а это тоже неплохая экономия для бюджета. Однако большинство тех предпринимателей, которые все-таки шли судиться с фискалами, их побеждали, теряя время на тяжбы.
Примерно в 2009-2011 гг. ситуация резко поменялась. Может это связано с назначением новым главой ФНС г-на Мишустина, может есть другие, чисто экономические причины. Между тем, налоговые проверки стали все более изощреннее. Информированность налоговых органов росла.
Свои первые громкие победы налоговики по всей стране закрепили «недобросовестными контрагентами» - теми компаниями, при работе с которыми НДС и налог на прибыль «в зачет не шли». Это компании, зарегистрированные по потерянным паспортам, на учредителей, не подтверждавших этого в дальнейшем, при разрыве цепочки поставщиков и при подобных несостыковках.
Вроде бы и налогоплательщик не виноват, что его контрагенты такие нехорошие, однако судебная практика устойчиво сформировалась и встала на сторону бюджета, как бы говоря всем нам: будьте осмотрительны, доверяйте, но проверяйте своих контрагентов.
Налоговики долго и упорно шли к этой победе и добились ее. Сейчас такая категория дел в 99% случаев решается в пользу бюджета. Как доказывать такие случаи, тоже стало совершенно понятно. Налоговики создали сильный алгоритм проверок.
В своих проверках они применяют огромнейший арсенал инструментов. Серьезные компьютерные программы, анализирующие отличие проверяемого бизнеса от показателей отрасли. Отслеживание ip-адресов для определения группы взаимозависимых лиц. Тотальные инвентаризации не только основных средств, но и бутылок пива на складе или запасов масла в цистерне. Массовые допросы всех без исключения сотрудников организации. Определение налоговой базы расчетным методом в зависимости от возможностей перевозчиков или емкостей склада. Допросы лиц, подписавших документы, а также почерковедческие экспертизы самих документов. И это только сотая часть фискальных возможностей. Даже изучением анонимок не брезгуют. Уволился сотрудник со скандалом, написал подметнное письмо в налоговую - будьте уверены, его прочитают и возьмут на вооружение. Как правило, приходя на выездную налоговую проверку, инспектора уже совершенно ясно знают, куда и как глубоко копать.
Влияние и полномочия налоговой службы огромны и растут с каждым днем. Как любит говорить один мой знакомый - известный саратовский бизнесмен: запросы бюджета растут, а кормовая база (то есть предприниматели) уменьшается. Приходится выдумывать…
Из интересного и настораживающего в саратовской практике налоговых проверок - это тенденция выявления «дроблений бизнеса».
Громкая жертва такой практики тоже есть - одной известной сеткой саратовских аптек стало меньше.
Фабула дела проста: одна аптека работает как одно юридическое лицо, другая - оформлена на другое. Вывески у них одинаковые. Аптеки находятся на упрощенном режиме налогообложения, исправно платят установленные налоги, сдают налоговые декларации, налоговая их исправно камералит и принимает. Через три года в аптеки приезжает спецгруппа налоговых инспекторов на выездную налоговую проверку и заявляет, что раз вывески и учредители одинаковые, то будем считать аптеки не за два юрлица, а за одно, налоги суммируем и переводим задним числом на общий режим налогообложения со всеми вытекающими…
Собственник аптек получает решение по итогам налоговой проверки, судорожно пьет оставшиеся на складе сердечные капли и закрывает бизнес, подав на банкротство…
Итог: десятки уволенных сотрудников, разрушенный бизнес, отсутствие налогов в бюджете от этой аптечной сетки на будущее. Кто выиграл от этой ситуации?
Пример, который я здесь привел - это яркая иллюстрация последних «ноу-хау» саратовских фискалов. Именно так сейчас собирают налоги: только мне известно с десяток подобных случаев. То, что вчера было белым и правильным, сегодня стало черным и вне закона.
Задача налоговых органов понятна: пополнение бюджета для выполнения государством социальных обязательств. Законность проверок тоже можно легко обосновать складывающейся судебной практикой. А вот по поводу выживаемости бизнеса: выживут ли?
И напоследок я скажу…
История от друзей-бизнесменов из столицы Приволжского федерального округа звучит так.
Чуть менее двух лет назад фискальное управление Нижегородской области возглавил молодой доктор наук, по слухам друг сына г-на Мишустина - главного налоговика страны (для тех, кто не знает). Все бы ничего, однако с приходом этого любителя марок и лыжного спорта в регионе сложилась упрощенная практика взыскания налогов. «Ноу-хау» заключается в следующем: на счет компании приходит инкассовое поручение на круглую сумму, которым практически все деньги со счета списываются. Удивленный налогоплательщик бежит в налоговую инспекцию, там его встречают, низко кланяются и глубоко извиняются по поводу допущенной ошибки. Однако сочувственно сообщают о невозможности вернуть деньги обратно без судебного разбирательства. Ну куда деваться налогоплательщику?! Пока претензия, соблюдение досудебного порядка, потом судебное разбирательство. По странному стечению обстоятельств параллельно налоговая инспекция инициирует налоговую проверку этого же налогоплательщика, по итогам которой составляется акт на недоимку, пени и штрафы, сопоставимые списанным суммам. В судебный процесс приходит налоговый инспектор и заявляет: «Да, мы неправильно списали суммы со счета уважаемой компании. Ошибочка вышла. Но вот сейчас мы провели проверку налогоплательщика и за ним вышла круглая сумма долга в бюджет».
Дальше рассказ продолжать? Хороший налоговый начальник? Вроде и не прав, закон нарушает, так кто же его накажет - ведь за бюджет родной радеет!
Правда или нет - не знаю. Проверить легко: kad.arbitr.ru
Догадываетесь, зачем я об этом рассказал?
Слава Богу, что в нашем регионе нет таких «ноу-хау», однако очень надеюсь, что экономический блок регионального правительства промониторит ситуацию и не допустит перекосов. Главное, чтобы при сборе овечьей шерсти не убить самих овец (слова не мои, заимствовал у французов).