Каждую зиму саратовцы сталкиваются с одной и той же проблемой - после снегопада по улицам ни пройти, ни проехать: и на проезжей части, и на тротуарах – гололед или "каша" из снега и реагентов. Резко снижается скорость транспортного потока, по тротуарам ходить просто небезопасно, реагенты разъедают обувь, кузова машин, собаководы жалуются со слезами на глазах, что соль разъедает лапы их питомцам. Одним словом, каждая зима – это бой со стихией, и каждый год мы его начинаем заново, без исправления ошибок и изменения ситуации.
Текущая зима преподнесла еще одно новшество – реагентов высыпается столько, что в любую погоду на улицах стоят лужи. Такого еще не было. Особенно стараются коммунальные службы на пр. Кирова и на новой пешеходной зоне на ул. Волжской. Видимо, так вот по-своему понимая тенденцию к урбанистике и преобразованию городского пространства.
Вопрос зимней уборки городских улиц мы подняли на заседании комиссии по экологии Общественной палаты области 31 января. Те сложности, которые существуют в городе, которые связаны с нехваткой техники и недостаточностью финансирования, мы знаем. По словам представителей Администрации города обеспеченность в уборочной технике в зимний период – около 50 %. Снег с улиц города либо вывозят на специальные площадки, либо посыпают реагентами, чтобы он таял на месте.
Транспортировка снега является весомой статьей расходов. Расходы эти можно снизить до 3-5 раз, применяя специальное снегоплавильное оборудование, как это делается в других регионах. В Саратове тоже есть такое оборудование. В 2010 г. Администрацией были приобретены две снегоплавильные машины Snow Dragon за 17,2 миллиона рублей. Каждая из установок перерабатывает за час до 30 тонн снега. Но в настоящее время эти установки не используются. В чем причина? Почему дорогостоящее оборудование, которое может снизить расходы на уборку территории, не используется? Ответ, прозвучавший на заседании комиссии удивил всех: невыгодно! Почему? Почему везде выгодно, а у нас – нет. А если невыгодно, то зачем покупалось?
Из центра города снег свозят на специальные площадки для таяния снега. Расположение площадок для "сухих" снежных свалок необходимо согласовывать с контролирующими органами. Однако требования к таким площадкам не установлены действующими нормами и правилами. А раз нет четких требований – де-юро никакое негативное воздействие на окружающую среду от такой площадки нарушением не будет. А ведь по сути та снежная масса, которую городские службы собирают с улиц города и свозят на площадки для таяния снега – это уже практически отход: смесь снега и химических реагентов, с добавлением нефтепродуктов, городского мусора и различных механических примесей. В результате весной, когда свезенный снег растает, все это попадет в почву, а далее в подземные воды, в том числе в реку Волгу. Количество площадок из года в год меняется. Как отмечалось, например, в 2015 г. некоторые участки земли, где последние годы складировали снег, сегодня отданы под застройку и площадок не хватало. Сейчас таких согласованных площадок – 6.
То количество реагентов, которое используется сейчас повсеместно, вызывает большие сомнения и критику. Антигололедные реагенты имеют как свои плюсы, так и минусы. Не существует практически экологически чистых антигололёдных реагентов. Например, от технической соли московские власти отказались 10 лет тому назад из-за большой нагрузки на окружающую среду. От применения соли в Москве ежегодно гибли сотни деревьев. Одна из основных проблем состоит в том, что реагенты часто используются без соблюдения гигиенических норм и необходимых технических условий. Я сам видел, как на улице Чапаева ехала грузовая машина, и дворник просто сыпал реагент, не глядя на то, тротуар это, проезжая часть или газон. А если почитать инструкции к применению реагентов, дозировка при их использовании – несколько десятков граммов на квадратный метр. У нас же в центре города реагенты разбросаны в таком количестве, что видно невооруженным глазом. А ведь это – удовольствие недешевое. Реагенты стоят денег, и немалых. Например, в Москве за зиму тратят на реагенты около 7 миллиардов рублей! Думаю, порядок сумм в Саратове тоже впечатлит, если его озвучить. Не лучше ли на эти средства увеличить штат специалистов по благоустройству, дворников, купить технику? И экологию сохраним, и людей рабочими местами обеспечим.