Проблема доступа к водным объектам возникает каждый раз с приходом лета. Граждане сталкиваются с тем, что доступ к берегу, к привычным местам купания, оказывается перекрытым, либо находится за забором какого-то участка. Особенно это распространено в популярных и традиционных местах отдыха, например, в Усть-Курдюмском направлении, на реке Саратовка, в Узморье, в Воскресенском районе и других местах. Ежегодно в различные ведомства поступает более сотни жалоб, в том числе, обращаются и в областную Общественную палату.
Проблема доступа к водным объектам- общероссийская. Приходится признавать, что на данный момент действующее законодательство, в частности, Водный кодекс, декларирует, но не гарантирует гражданам свободный доступ к воде. Именно поэтому большая нагрузка в решении данной проблемы на местах ложится на органы местного самоуправления, которые обязаны создавать условия для массового отдыха и организовывать места массового отдыха, обеспечивать свободный доступ граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, устанавливать правила использования водных объектов, а также информировать население о возможностях и ограничениях доступа к водным объектам.
Несмотря на то, что в законе достаточно четко прописан режим доступного общего пользования береговой полосой – на практике мы сталкиваемся с большим количеством нарушений прав граждан. В соответствии с Водным кодексом РФ, водные объекты находятся в федеральной собственности и предназначены для общего пользования. Береговая полоса общего пользования для реки Волга составляет 20 метров и может использоваться каждым для отдыха, рыболовства, причаливания плавучих средств и купания. С точки зрения закона самая понятная ситуация, когда есть факт прямого нарушения Водного кодекса в виде незаконного занятия береговой полосы, ее застройки, огораживания, установления платы за вход на пляж и тому подобное. В данном случае закон полностью на стороне граждан. Необходимо выявлять эти случаи силами общественности, Росприроднадзора, прокуратуры и незамедлительно реагировать в рамках законодательства. Но имеют место и более сложные случаи, на грани права, когда интересы граждан, большого числа людей сталкиваются с интересами собственников или арендаторов участков, которые перекрывают доступ к береговой полосе. Такие участки могут располагаться до береговой полосы, и не нарушать Водный кодекс, и собственник по праву может запретить прохождение людей через свой участок к воде. Вроде бы, закон не нарушен и собственник ограничивает лишь передвижение по своей территории, но по факту люди к берегу пройти не могут. Этот случай имеет место на турбазах "Волга", "Сокол" и в других местах.
Для разрешения этой проблемы необходимо устанавливать публичные сервитуты для прохода на земельных участках, препятствующих доступу к водным объектам, как это прописано в положениях Гражданского кодекса РФ. Что и было сделано в ходе общественных слушаний в с. Пристанное. Как нам сообщили в Администрации Саратовского района, по результатам слушаний, где большинство присутствующих высказалось за установление сервитута, уже подготовлено Постановление, которое направлено в Росреестр. В ближайшее время собственник турбазы должен организовать проход к Волге через свой участок – жители получат доступ к воде. Хочется верить, что ситуация именно так и разрешится.
С 2007 года Земельным кодексом запрещена приватизация земельных участков в пределах береговой полосы. На участках, включающих в свой состав береговые полосы, которые были оформлены в собственность до 2006 года, действует публичный сервитут, обязывающий владельцев данных участков обеспечивать свободный проход и нахождение граждан на береговых полосах. В случае, если муниципалитет заключает договор аренды земельного участка с береговой полосой - такой договор аренды земельного участка заключается при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, так гласит Земельный кодекс. Но и тут мы сталкиваемся с проблемой – далеко не все участки с береговой полосой поставлены на кадастровый учет. Таким образом, по факту, на многих участках нет этого обременения и оформляется он в обычном порядке, без ограничений в договоре аренды. Такие факты были выявлены природоохранной прокуратурой в ряде муниципальных образований.
Что можно и нужно сделать, чтобы водные объекты действительно стали общедоступными, чтобы не были нарушены конституционные права? Комиссия по экологии, природопользованию и ЧС Общественной палаты неоднократно обращала внимание на эту проблему: этой теме было посвящено недавнее заседание, о ситуации был проинформирован Губернатор области Радаев В.В. Комиссия выступила с рядом предложений относительно дальнейшего развития данной ситуации:
- все земельные участки с береговой полосой и в непосредственной близости от водных объектов должны быть поставлены на кадастровый учет, информация об их особом статусе должна быть доступна и учитываться при выделении земельного участка;
- при сдаче в аренду вышеуказанных участков, договор аренды должен заключаться при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе (в соответствии с Земельным кодексом РФ), в том числе арендатором должен обеспечиваться проход через участок к береговой полосе. В договорах аренды должны быть карты-схемы с указанием доступа к водным объектам на местности: место организации дорожки, ее ширина и тому подобное;
- поскольку ведомством, которое обеспечивает государственный надзор за береговой полосой, является Управление Росприроднадзора по Саратовской области, целесообразно перед продажей/сдачей в аренду участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных вблизи от береговой полосы водного объекта общего пользования, проводить согласование с Управлением Росприроднадзора относительно соблюдения действующего законодательства и обеспечения прав граждан;
- органам местного самоуправления необходимо рассмотреть организацию и обустройство альтернативных проходов к местам купания – зачастую они есть и известны местным жителям, но более привычны проходы через спорные участки. Эта мера поможет избежать конфликтов интересов собственников и граждан;
- муниципальные власти не должны доводить подобные ситуации до конфликта. Вопросы доступа к береговой полосе должны решаться оперативно, путем диалога, на стадии первичных обращений граждан, на приеме. Необходимо живое общение с жителями, а гражданам необходимо проявлять инициативу и отстаивать свои права. Как отметил по этому поводу Губернатор В.В. Радаев, кулачные бои ни к чему не приведут, надо действовать в правовом поле и избегать конфликта интересов;
- для уже имеющихся мест отдыха граждан, в случае поступления жалоб на ограничение доступа к водному объекту, органам местного самоуправления необходимо оперативно проводить переговоры с собственниками земельных участков, препятствующих доступу к воде, а в случае недостижения согласия организовывать общественные слушания по вопросам установления сервитута для обеспечения доступа граждан к водным объектам;
- на сайтах органов местного самоуправления должна быть информация о местах купания – их доступность, как дойти и тому подобное. Сами места купания или места, где купание запрещено, должны быть оборудованы специальными информационными табличками. Необходимо улучшить информационную работу с гражданами и по организации общественных слушаний. (В качестве примера: 3 августа прошли публичные слушания в с. Пристанное по обеспечению публичного сервитута и организации прохода к воде через турбазу "Волга". "За" проголосовало 113 человек, "против" - 104 человека. Думаю, многие заинтересованные лица просто не знали про слушания, не были проинформированы);
-органам местного самоуправления необходимо разработать четкие нормативные документы по обеспечению доступа к береговой полосе: ввести критерии понятия "доступности береговой полосы", определить размеры, ширину проходов – чтобы было понятно, о чем мы говорим и к чему стремимся. Это все должно быть прописано в договорах аренды на земельные участки и отражено на планах территориального планирования, в кадастровых планах.
Тема обеспеченности Саратовской области местами для купания стоит очень остро. Сейчас в области всего 30 разрешенных для купания мест, именно поэтому горожане купаются в несанкционированных местах, состояние которых оставляет желать лучшего, как с точки зрения санитарии, так и элементарной безопасности. На эту проблему обратил внимание Вячеслав Викторович Володин в ходе своего посещения региона в течение последней недели и отдал соответствующие распоряжения: уже прорабатываются варианты создания пляжа на набережной в Саратове и Вольске. Губернатор области Валерий Васильевич Радаев также с большим вниманием отнесся к этой проблеме и обещал саратовцам в скором времени решить проблему с пляжами.
А пока эти планы претворяются в жизнь, одним из решений проблемы мест купания может стать очистка и обустройство имеющихся несанкционированных мест купания. Это позволит снизить возможность несчастных случаев и обеспечить приемлемую санитарно-гигиеническую обстановку. Это небольшие затраты, но частично они позволят решить проблему доступа граждан к воде.
Задача обеспечения доступа к Волге и обустройство качественных и безопасных мест купания – важная как для Саратова, так и для области. И решать ее надо общими силами – общественности, органов местного самоуправления, надзорных ведомств, Правительства области. Решение этого вопроса станет еще одним шагом на пути организации комфортного городского пространства.