Уважаемый Владимир Александрович!
Прошу вас предусмотреть в Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2030 года, далее - Стратегия, (редакция 25-26 апреля 2016) следующие изменения и дополнения:
Считаю целесообразным сохранение в тексте Стратегии фактического состояния дел в экономике с признанием больших накопленных проблем. Правильные решения не могут основываться на неверной информации.
Прошу указать в части экономических ориентиров не только ПФО, но и лучшие показатели в России и в мире. Стратегия ориентирована, в том числе, и на молодежь, принимающую решения о будущем месте жизни. Эта группа населения должна увидеть в концепции высокие ориентиры, в которые она поверит и останется в регионе для жизни и профессионального развития.
В анализе возможностей представлены среди прочего: «щебень и гравий из природного камня», но при этом эти природные ресурсы низкого качества с низкой плотностью, что нельзя считать полноценным преимуществом. Далее, указано как выгодное транспортно-логистическое «направление Север-Юг». Это направление не является таким мощным в России как трасса М4 «Дон». Поэтому это преимущество нужно снять.
К сильным сторонам области отнесен: благоприятный инвестиционный климат. Считаю целесообразным сделать это ориентиром стратегии, но не указывать среди сильных сторон.
Среди мер по развитию дорожного хозяйства упоминается автодорожный мост Саратов – Энгельс через о. Казачий. Обращаю внимание, что не было общественных слушаний по этому вопросу. Гражданское общество не понимает, зачем строить мост 7 км длиной вместо 4,5 км? Зачем строить мост в местах малой плотности населения и логистики вместо районов массового проживания и развития Саратова и Энгельса? Считаю целесообразным провести общественные слушания по этому вопросу.
В SWOT анализе среди возможностей все перечисленные стороны относятся к сельскому хозяйству с малой налоговой отдачей. Ничего «в возможностях» не указано про промышленность и сферу услуг, по которым наша область отстает и в которых находится основной потенциал роста. Ничего не указано про развитие открытого правительства, про улучшение делового климата.
Среди выводов Стратегии указана «низкая рентабельность сельского хозяйства, его высокая затратность и отрицательная рентабельность производства». Доля сельского хозяйства в ВРП составляет 13%, в налогах составляет 8%. При этом большая часть стратегии основывается на развитии именно сельского хозяйства, а не промышленности, не сферы инноваций, не сферы услуг (финансовых, страховых и др.). При этом остаются все климатические риски для сельского хозяйства. Такая диспропорция в акцентах развития не сможет привести к улучшению ситуации с бюджетным наполнением и к бурному развитию экономики.
Среди направлений деятельности в области инноваций ничего не указано про необходимость развития программного обеспечения (soft). Эта деятельность стала уже целым сектором экономики многих стран. В Саратове развиваются несколько международных предприятий в этом направлении. Мы отдаем молодые кадры программистов в руки не саратовских предприятий с соответствующим распределением налогов. Внимание правительства к этому сектору должно возрасти многократно.
В целях Стратегии дан ориентир на развитие налогового потенциала посредством стимулирования реального сектора экономики, формирования благоприятных условий для развития бизнеса. Но среди «направлений деятельности» нужно указать инструменты для реализации.
Нет указания на необходимость пересмотра межбюджетных отношений с федеральным центром. Доля поступлений в областной бюджет от всех собранных в области налогов неуклонно снижается во времени. Пересмотр межбюджетных отношений – главная возможность для регионального бюджета. Налоговая перерегистрация только одного из предприятий, такого как «Балаковская АЭС» или «Бритиш американ тобакко Россия» может решить эти проблемы.
В Перечень перспективных инвестиционных проектов для включения в проект Стратегии социально-экономического развития на период до 2030 года необходимо включить столбцы с плановыми налогами по этим предприятиям и по новым рабочим местам. В противном случае не понятно - зачем ориентироваться на эти предприятия остальным жителям области.
С уважением и надеждой на конструктивное сотрудничество,
Председатель комиссии по экономическому
развитию и предпринимательству ОПСО М.В. Волков