«Россия - государство, создавшее великую культуру. На протяжении всей российской истории именно культура сосредотачивала и передавала новым поколениям духовный опыт нации, обеспечивала единство многонационального народа России, во многом определяла влияние России в мире.
Сегодня, в условиях обострения глобальной идейно-информационной конкуренции и ,не в полной мере преодоленных последствий, национальных катастроф XX века это свойство российской культуры становится определяющим для будущего страны» - проект «Основ государственной культурной политики».
Каким образом «свойство российской культуры» может быть применимо к сельской местности и в какой мере на селе преодолены последствия национальных катастроф 20 века?
Сегодня в большинстве объектов социальной сферы уже проведена работа по модернизации, как материально-технической базы, так и функционала, практик, подходов применяемых в деятельности учреждений медицины, образования, социального обслуживания, а сельская культура по-прежнему находится в условиях прошлого века, и по большей части ничего нового не появилось. Самое неприятная ситуация, на примере опыта Воскресенского района, сложилась в кадровой работе. Из числа работников сельских учреждений культуры меньше половины являются специалистами, следовательно, нет новых форм работы, впоследствии страдает качество предоставляемых услуг, особенно это касается форм работы с молодежью.
По сравнению с сельскими домами культуры, в школах ведется плановая работа с использованием новых образовательных стандартов, методик. А в клубных учреждениях понятие «творчество» размыто, это произошло в ходе оптимизации отрасли, при объединении объектов культуры в одну структуру «Централизованная клубная система». Что в свою очередь повлияло на систему контроля и плановую работу. Во многом сельский дом культуры, как филиал, перестал быть центром населенного пункта. А между тем, культурная деятельность – это серьезное техническое производство, которое создает свой особый продукт, попадающий в сферу идеологии, социально-психологического состояния общества. Важно отметить целевое назначение мероприятий, проводимых учреждениями культуры, их техническое исполнение – целая индустрия, которая сегодня является предметом обсуждения в научном, экспертном сообществе, в том числе на уровне общественной палаты Российской Федерации.
Творческие индустрии являются одновременно и сектором инновационной экономики, способствующий экономическому росту и социальному развитию городов и территорий, и включают в себя устойчивые творческие проекты, в основе которых лежит креативная, интеллектуальная составляющая. Подобные инновационные технологии в культуре на селе, в своей работе практически не видел и не слышал.
Новые формы работы дают возможность культурного развития. Поиск подобных форм сегодня на государственном уровне является приоритетом. Разработана и функционирует Федеральная целевая программа «Программа развития центров культурного развития в малых городах России и населенных пунктах», которая направлена, в том числе, на сельские территории. Осуществляется сбор заявок от регионов в данную программу, но возникает вопрос, где инициатива с земли? Знают ли подведомственные учреждения о ФЦП, какие практики сегодня уже существуют? Где уникальный опыт региона?
Деньги в сфере культуры не малые, выделяется серьезный бюджет на содержания объектов, на заработную плату работников. К примеру «Централизованная клубная система» Воскресенского муниципального района имеет материально-техническую базу в размере 22 млн. рублей, но кто дает оценку использования этих средств. Учреждения культуры в основе своей должны заниматься экономической деятельностью: спецсчет, доходные мероприятия. Вот вторая статья доходов, за расход которой мало кто спрашивает. Заработок не просчитывается, подход к осуществлению своих уставных обязанностей панибратский – «используем и не даем взамен».
Все о чем я говорю, лежит на поверхности, эти проблемы в большинстве своем известны обществу. Такая информация формирует настроение людей, определяет атмосферу в социуме. А также она дает основу для морально-нравственного воспитания нового поколения, закладывает в мировоззренческую позицию человека понятие патриотизма, совестливости и нравственности.
А когда мероприятия проводятся формально, то о каком патриотизме может идти речь?
Ситуация сложившееся в культуре на селе подлежит переоценки и анализу со стороны власти и общества, и в конечном счете мы должны обеспечить выполнение тех задач, которые определены в документе «Основы культурной государственной политики».
Государственная культурная политика должна строиться на следующих принципах:
- влияние культуры на все аспекты политики государства и сферы жизни общества;
- понимание культуры России как неотъемлемой части мировой культуры;
- приоритет права общества на сохранение материального и нематериального культурного наследия России перед имущественными интересами физических и юридических лиц;
- сочетание универсальности цели государственной культурной политики и уникальности субъектов и объектов культурной деятельности;
- территориальное и социальное равенство граждан при реализации права на доступ к культурным ценностям и участие в культурной деятельности;
- преобладание качественных показателей при оценке эффективности достижения целей государственной культурной политики.
Мы говорим о функции культуры, как идеологического органа, осуществляющего контроль в культурно-просветительном аспекте. Контроля, отсутствие которого привело к некоторой деградации. Эту нишу заняла западная чуждая русской ментальности идеология, навязывающая те веяния, которые нам не приемлемы: толерантность в извращенном виде; свобода, стремящаяся к анархии и так далее. Общество не может быть равнодушно к борьбе за сохранение российской культуры, особенно это касается сельской местности. Активная гражданская позиция всех жителей на селе должна стать нормой повседневной жизни, для осуществления отечественного, общественного, гражданского контроля в сфере культуры.
Патриотическое воспитание осуществляется различными учреждениями социальной сферы, но, на мой взгляд, клубы, дома, дворцы культуры подвергаются недостаточному вниманию со стороны партийного руководства. Я говорю о партийном, государственном, общественном заказе на культуру, на идеологически выверенный продукт. Выявление лучших практик, которые способствуют поднятию волны патриотического настроения, и тиражирования их в социо-культурном пространстве.
Предлагаю:
- Министерству культуры Саратовской области совместно с Общественной палатой региона обеспечить широкие общественные обсуждения Федеральных целевых программ направленных на сельские территории; выявить лучшие самобытные проекты и практики на селе для их включения в ФЦП «Программа развития центров культурного развития в Российской Федерации» направленной на выравнивание диспропорций в качестве предоставления и разнообразия спектра культурных услуг для населения и повышение уровня жизни населения.
- Создание информационного ресурса «Культурная.рф» направленного на обеспечение открытости хода реализации государственной культурной политики в Саратовской области; включающего в себя площадку для формирования общественного мнения, обратной связи, анализа тех или иных культурных проектов, событий, мероприятий проводимых на территории региона; а также имеющего возможность размещения заказа на культурные продукты от лица власти, партийных и общественных структур, для дальнейшего выполнения специалистами в отрасли культуры и искусства; формирование базы творческих коллективов и граждан проживающих на всей территории Саратовской области.
- Обеспечить условия для осуществления гражданского контроля в сфере культуры, для этого вовлечь в повседневную деятельность сельских учреждений культуры: гражданских активистов, общественные организации, творческие самобытные коллективы для последующего формирования общего плана мероприятий по патриотическому, культурно-нравственному воспитанию молодежи; организовать фактическое размещение НКО и гражданских активистов в муниципальных объектах культуры.