Возможно ли сегодня оставаться равнодушным к жизни общества и государства? Конечно, нет. Держать боевой настрой в повседневной жизни мне помогает четкая позиция Президента. В своей работе я руководствуюсь программными документами и статьями Владимира Путина, что дает мне возможность соответствовать вектору развития России.
«Россия сегодня, по основным параметрам экономического и социального развития, вышла из глубокого спада, который последовал за крахом тоталитарной модели социализма и распадом Советского Союза. Несмотря на кризис 2008–2009 годов, который «вычел» из наших усилий целых два года, мы достигли и преодолели показатели уровня жизни самых благополучных лет СССР» - Владимир Путин.
Испытания российского государства продолжаются, но важным фактором успеха сегодня должна стать социальная атмосфера, народный настрой на победу и преодоление всех трудностей, которые регулярно создают внешние силы. Единение и участие власти и общества в повседневной жизни и решении насущных проблем сообща даст конкретный результат, если позиция органов власти будет прозрачной и открытой, а инициатива общества будет четко сформулирована и конструктивна. Такой подход к организации социо-культурного пространства страны, на мой взгляд, даст четкий результат в реализации поставленных президентом задач во всех сферах жизнедеятельности.
Так все ли основные параметры экономического и социального развития вышли из глубокого спада, последовавшего за распадом СССР?
Должен остановится подробнее на отрасли, которая особо меня касается и волнует – культура. Так как Президент Российской Федерации Владимир Путин на заседании Совета по культуре и искусству поставил задачу предметно заняться развитием культуры малых городов «…особое внимание уделить малым городам России с их уникальной культурой, с их культурным духом…», мы рассмотрим положение дел в культуре на примере небольшого города Саратовской области.
В муниципальном образовании город Энгельс сегодня проживает более двухсот тысяч человек, инфраструктура социальной сферы, призванная обслуживать граждан, пытается достойно выполнять поставленную задачу, но, на мой взгляд, не справляется в полном объеме. С чем это связано?
Обратимся к исторической справке.
К концу 1960 годов на промышленных предприятиях города трудилось свыше 26 тысяч рабочих и служащих. Вместе с городом росла и его культура. В последние годы и в период существования АССРНП (Автоно́мная Сове́тская Социалисти́ческая Респу́блика Не́мцев Пово́лжья), государство уделяло большое внимание внедрению культуры среди трудящихся - создавало клубы, театры, библиотеки.
Самым признанным видом искусства с начала века у нас стало кино. И стоит отметить, что сегодня актуальность данной темы не угасла, а напротив, приобрела новое звучание.
Два кинотеатра, построенные до революции 1917 года, и несколько киноустановок при клубах до середины 1930-х годов с успехом удовлетворяли потребности горожан в киноискусстве. В декабре 1938 года торжественно открылся новый кинотеатр «Родина» на 500 мест. В 1962 году были построены два кинотеатра «Спутник» и «Восток». В 1966 году в городе Энгельсе насчитывалось 4 кинотеатра, 19 клубов, два Дома культуры. 75 библиотек всех ведомств, 16 киноустановок, 5 музыкальных школ, 2 парка, краеведческий музей. Построенные в конце 1960-х, начале 1970-х годов, дворцы культуры «Строитель», «Дружба», «Восход» способствовали более плотному удовлетворению духовных потребностей жителей города.
Теперь проследим судьбу вышеуказанных объектов культуры и посмотрим, что с ними стало сегодня. Здание кинотеатра «Ударник», построенное до 1917 года, было ликвидировано несколько лет назад, киноустановки при клубах безвозвратно устарели. Кинотеатр «Спутник» сегодня в своем здании размещает сетевой продуктовый магазин, «Восток» в 90-ые годы сгорел. В итоге функционирует лишь кинотеатр «Родина». Задумаемся, каким образом один экран кинопроката может обеспечить потребность в киноискусстве современного развивающегося города?
Построенные по типовому проекту Дворцы культуры «Дружба», «Строитель», «Восход», сохранили свои здания в том же виде что и 50 лет назад. Культпросвет учреждение «Строитель» сегодня функционирует в качестве офисного центра и в основном торгует шубами и проводит ярмарки самоцветов. Другие же объекты культуры вынуждены выживать практически самостоятельно в отсутствии прямой подшефной разнарядки к крупным предприятиям промышленности города Энгельса.
Важно отметить, что в период 60-70-х годов численность населения города составляла от 100 до 130 тысяч человек, сегодня эта цифра превышает 200 тысяч и при всем при этом инфраструктура в сфере культуры лишь погибает. Что не может не отразиться на конкретных показателях социальной жизни общества. К чему же приводит разрушение сети культурно-просветительских учреждений?
На расширенном заседании МВД России Владимир Путин четко обозначил проблематику и поставил задачи по ликвидации подростковой преступности: «больше внимания необходимо уделить профилактике правонарушений, в том числе среди молодёжи. А между тем количество преступлений, совершённых несовершеннолетними или при участии несовершеннолетних, в 2015 году увеличилось на 3,8 процента. Кстати говоря, за последние 5 лет совершено в 1,5 раза больше правонарушений людьми, находящимися в состоянии алкогольного опьянения».
Эти и многие другие проблемы призваны решать объекты культуры и досуга, а вместо того мы видим усугубление ситуации и создание новых трудностей для граждан России.
Нельзя не отметить формирование ценовой политики на стоимость билетов кинопроката, пусть и не в большом городе страны создана среда для монополии. Одна касса в отсутствии конкуренции беспрепятственно определяет удобную цену для предпринимателя, а не для зрителя, тем самым делает киноискусство менее доступным. Также на лицо проблема проката фильмов патриотического содержания, воспитательную функцию для молодежи берут на себя популярные кино - новинки, транслирующие западную культуру.
Не случайно Владимир Путин определил главную национальную идею таким образом: «У нас нет и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма», и объявил 2016 год – годом Кино.
Для исправления ситуации сложившейся в сфере культуры необходимы значительные ресурсы. Важно отметить, что средства на решение поставленных задач заложены в рамках федеральной программы, направленной на создание в малых городах России центров культурного развития. Но мы живем в непростое время, и в сложившейся новой экономической ситуации должны с особым вниманием относиться к использованию государственных средств и к выполнению общественно значимого заказа.
Не так давно подписано распоряжение в котором утверждается распределение в 2015 году субсидий бюджетам 18 субъектов Федерации в размере 1097,8 млн рублей на строительство 22 центров культурного развития.
Практика показывает, что благодаря гражданской инициативе и заинтересованности со стороны государственных органов власти, успешно реализуются подобные инфраструктурные проекты по всей стране. Например, в Ростовской области вошли в программу два малых города, в Самарской области в 2016 году построят один центр культурного развития и т.д.
Очень жаль, что не достаточно активизирована работа ответственных лиц из числа чиновников Саратовской области по участию в государственных программах федерального уровня. Это прослеживается в нашей деятельности по продвижению проекта создания центра культурного развития в Саратовском регионе. Мной была создана инициативная группа по разработке проекта Инновационного культурного центра. Мы получили поддержку Общественной палаты Саратовской области и уже на протяжении полугода собираемся на ее площадке, ведем интенсивное обсуждение содержательной части проекта.
Промежуточные результаты показывают, что все, с кем нам удалось обсудить инициативу создания центра, всячески ее поддерживают. Многие высказывают свою заинтересованность и готовность в работе данного центра после его строительства.
Конечно, остро стоит проблема с наполнением бюджета проекта, но я должен отметить, что есть практика, когда деньги выделяются, их берут и не делают, а еще страшнее берут и воруют. Поэтому необходим жесткий общественный контроль за исполнением мероприятий по строительству, проектированию и функционированию будущего объекта культуры. Эта тема требует широкой общественной дискуссии, и я призываю всех заинтересованных граждан и общественные организации принять участие в обсуждении концепции центра культурного развития нашего региона.