Опыт других регионов показывает, что с помощью государственно – частного партнерства можно закрыть брешь в бюджете.
В последнее время у молодежи воспитывается привычка отрицания государственных норм, правил, законов. Закон о тонировке, например. Цель законов - снизить аварийность на дорогах, избавиться от машин с свето пропускаемостью окон, приближающейся к нулю.
Однако на деле отношением к данному закону стало полное его отрицание частью водителей: наклеивание «съемной тонировки», создание всяких молодежных групп, устраивающих сходки на тонированных машинах, при этом можно отметить, что большинство водителей «хороших» машин подчинилось закону и сняло тонировку, а водители автохлама (разбитых отечественных машин) продолжают ездить.
Вслед за неисполнением закона государство заняло понятную позицию: повышение штрафов, и эта позиция правильная, не хочешь соблюдать закон- пополняй бюджет своего региона и поезжай дальше.
Многие регионы в связи с этим начали искать способы пополнения своего бюджета с помощью штрафов, и одним из таких способов явилась фото – видео фиксация правонарушений, которая дает максимальный доход при минимальных издержках. Многие регионы у которых не было собственных средств для создания данной системы, но ,как говорится, «очень хотелось», начали искать выход из сложившегося положения, а именно таким выходом является создание условий для государственно – частного партнерства в данной сфере. К сожалению, в перечень регионов, которые активно наращивают данный вид партнёрства, не входит Саратовская область.
К примеру, четыре омских перекрестка с камерами «зарабатывают» за неделю до 4,5 млн рублей.
Омским областным правительством в мае этого года были заключены два государственных контракта по предоставлению информации о транспортных средствах, собственники которых нарушили ПДД. По условиям первого контракта фиксируются нарушения скоростного режима, по условиям второго — проезд на красный сигнал светофора и другие нарушения. Согласно контрактам инвестор за свой счет должен оборудовать камерами фотофиксации нарушений ПДД не менее 40 регулируемых перекрестков и пешеходных переходов Омска.
Госконтракты заключены на срок с 2013 по 2015 год. С каждого штрафа, выписанного благодаря работе установленных инвестором камер, ему отчисляется определенный процент. За одну неделю на четырех перекрестках, где сейчас установлены камеры, штрафы достигают порядка 4,5 миллионов. Всего за восемь месяцев реализации данного проекта штрафные санкции составили 115 миллионов рублей (по данным Министерства строительства, транспорта и ЖКК Омской области).
Также в Cвердловской области активно развивается данный вид партнерства. В области планируют установить 81 комплекс. Из них 8 комплексов планируется приобрести за счет средств бюджета области, 20 - по программе развития Нижнего Тагила из различных источников и еще 50 комплексов за счет государственно-частного партнерства.
В Саратовской области бизнесмены планировали вложить в данную систему 150 миллионов рублей, но не нашли понимания у Правительства Саратовской области (по данным ИА "Взгляд-инфо"). 24 июня 2014 года на депутатских слушаниях по теме: «Состояние пассажирских перевозок на территории региона» мною был задан вопрос о возможности использования государственно – частного партнерства для развития системы фиксации ПДД, однако никакого вразумительного ответа от представителя комитета транспорта региона (в настоящее время министерства) получено не было.
Возможности современных камер фото – видео фиксации обширны, так они могут фиксировать следующие нарушения ПДД:
- превышение допустимой скорости автомобиля;
- проезд автомобиля на запрещающий ему движение сигнал светофора;
- нарушение автомобилистом требований дорожной разметки;
- вычисление средней скорости движения автомобиля (камеры вычисляют скорость на участке дороги от 500 метров до 10 км);
- неправильную парковку (существует 2 вида средств фиксации данных правонарушений: 1 системы, круглосуточно наблюдающие за стоянкой автомобилей в неположенных местах. Эти системы представляет собой скоростную камеру, которая способна под управлением сервера поворачиваться и патрулировать ту зону, где запрещена стоянка. Сервер при этом вычисляет время стоянки ТС, если автомобиль находится в зоне более 5 минут, сервер фиксирует нарушение и формирует данные для выписки постановления. 2. комплекс «ПАРКОН» - вид автоматического технического средства, который устанавливается в патрульный автомобиль. Причем «ПАРКОН» способен не только распознать остановку или стоянку автомобиля в местах с запрещающими знаками или дорожной разметкой, устройство фиксирует остановку и стоянку транспортных средств на тротуаре, на пешеходных переходах, во втором ряду на проезжей части, в местах остановок общественного транспорта или на территории детских площадок, скверов, парков.)
Возможности камер постоянно увеличивают: так в Зеленограде уже работают в тестовом режиме камеры, фиксирующие непропуск пешеходов и велосипедистов на нерегулируемых пешеходных переходах.
От установки камер частными лицами нужно ждать не только пополнения бюджета области «быстрыми и легкими» деньгами, но и социального эффекта: по данным статистики, на участках, где есть камеры, число нарушений скоростного режима уменьшается в 8—9 раз, число ДТП — на 20%, а тяжесть их последствий — на 10%, а если взять во внимание отчет экспертов (наш регион занял 27 строчку из 45 в рейтинге безопасности российских дорог за 2014 год, количество аварийности в регионе, по показателям неудовлетворительного состояния улиц и дорог, за минувший год составило 868; при этом погибло 130 человек, а 1043 получили ранения). Подведем итог: нам остро необходима установка данного оборудования.
В целом при реализации этого проекта в других регионах РФ данный способ государственно-частного партнерства показал свою эффективность. А для реализации проекта в Саратовской области необходимо всего лишь желание Правительство области, а при создание благоприятных условий инвесторы найдутся.