В этом году исполняется 100 лет со дня одной из чудовищных трагедий мирового масштаба – Геноцида армян в Осмнской Турции, который начался в 1915 году. Согласно официальным данным, в канун Первой мировой войны в Западной Армении, которая входила в состав Османской империи, жило два миллиона армян, около 1,5 миллиона из них было уничтожено за период с 1915 по 1923 год, оставшиеся полмиллиона армян были рассеяны по всему миру.
За эти годы факт Геноцида армян признали на государственном уровне более двадцати государств. Первым это в 1965 году сделал Уругвай, затем Кипр (1982 г.), Аргентина (1993 г.), Греция (1996 г.), Канада (1996 г.),Ливан (1997 г.), Россия (1995 г.), Бельгия (1998г.), Ватикан (2000 г.). Италия (2000 г.), Франция (2001 г.), Швейцария (2003 г.), Голландия (2004 г.), Словакия (2004 г.), Польша (2005 г.), Литва (2005 г.), Германия (2005 г.), Венесуэла (2005 г.), Чили (2007 г.), Швеция (2010 г.) Геноцид армян признали также Европейский парламент и Всемирный совет церквей. Официально признали и осудили Геноцид армян, а также объявили 24 апреля Днем памяти жертв Геноцида армянского народа 43 из 50 штатов,а также международный комитет палаты представителей Конгресса США. Парламентами нескольких европейских стран приняты законы, предусматривающие уголовную ответственность за отрицание Геноцида армян.
Но, в отличии от России, где он признан 14 апреля 1995 года Государственной Думой, Конгресс США пока не взяло на себя смелость, чтобы документально подтвердить то, что является неоспоримым, так как есть множество документальных свидетельств.
Теперь в России, как и в других странах, признавших Геноцид армян, 24 апреля является Днем памяти его жертв.
Турция, которая считая себя чуть ли не западной демократией, наглухо, и даже преступно, отрицает этот факт. Она в отличие от других демократических стран, которые ввели уголовную норму в свои законодательства за отрицание факта геноцида армян в Османской Турции, ввела противоположную норму, которая грозит уголовным преследованием граждан, которые позволят себя говорить в слух о том, что геноцид армян имел место в этой стране. Таким образом, "новая" Турция признает себя правоприемником этого преступления со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Иногда, в тех или иных кругах, можно услышать мнение о том, что признание или непризнание геноцида армян не имеет никакого значения. Некоторые откровенно удивляются, почему всемирная армянское движение «За признание Геноцида армян» настойчиво продвигает идею повсеместного признания этого факта. Ответ на вопрос неоднократно давал мировой кинематограф.
19 февраля 2015 года выйдет на экран фильм немецкого кинорежиссера турецкого происхождения, продюсера, сценариста и актераФатихаАкина. Фильм называется («Шрам» («The Cut»). Герой фильма армянин по имени Назарет Манукян, спасшемся во время Геноцида армян, спустя годы случайно узнает, что его дочки-близнецы тоже, возможно, спаслись, и начинает искать их по всему миру.
А на вопрос «Зачем ворошить прошлое?» ответил Фатих Акин: «Думаю, что озлобленность живет в нас с момента рождения. Для меня было интересно раскрыть то, что озлобленность – это процесс перехода из состояния доброты, и что существует и противоположное. Эти два понятия взаимосвязаны.
Например, за красивыми частями тела может скрываться злокачественная опухоль. Точно так же, одно и то же лицо может быть способно к совершению как самого доброго поступка, так и жесточайшего преступления.
Мы еще должны выяснить, когда перестанем жить по ту сторону границ, разделенные по религиозной, национальной принадлежности».
К сожалению, злодеяния повторяются вновь и вновь, потому что люди часто думают, что их дом с краю. Возможно, если бы в свое время та же Германия осудила Геноцид армян, не появился бы фашизм, устроивший Холокост, жертвами которого стали миллионы евреев.
Президент Израиля Реувен Ривлин выступая недавно с трибуны Генассамблеи ООН в рамках Международного дня памяти жертв Холокостанапомнил: «В 1915 году, в дни Геноцида армян, АвшаломФайнберг из NILI (подпольная еврейская организация в Палестине) написал следующее: «Мои зубы были стерты от гнева, кто следующий? Я ходил по священной и святой земле, по дороге в Иерусалим, и спрашивал себя, живем ли мы в 1915 году или в дни Тита или Навуходоносора?» Ривлин добавил: «Файнберг написал это ровно 100 лет назад. 100 лет колебаний и отрицания. На земле Израиля в то время, когда я родился, никто не отрицал произошедшего убийства. Жители Иерусалима, мои родители, увидели тысячи их, идущих, страдающих от голода. В Иерусалиме они нашли убежище, и их потомки живут там по сей день».
Смысл выступления Израилского президента заключался в том, что нельзя оставаться равнодушным к геноциду народов. И с ним трудно не согласиться.