Ежедневно в мире происходит множество трагических событий. В том числе - бессмысленные убийства мирных граждан. Чем руководствовался, например, российский солдат с военной базы в армянском городе Гюмри (бывший Ленинакан), хладнокровно расстрелявший из автомата целую семью? Загадка для всех здравомыслящих людей. Как этнический армянин, я воспринимаю эту трагедию, как личную. Вместе с тем читая многочисленные отзывы по поводу этой трагедии в российских средствах массовой информации, я вижу, что у этого преступления нет национальности, как бы не хотели некоторые рассматривать его с этой точки зрения. Все, независимо от их национальности и вероисповедания переживают за безвинно убиенных детей и взрослых.
Мне кажется, что также можно говорить о преступлении, которое произошло в начале января в Париже, когда вооруженные преступники хладнокровно расстреляли многочисленных сотрудников сатирического журнала «Шарли Эбдо».
Прежде чем продолжить свою мысль, я хочу выразить соболезнование родственникам погибших в Гюмри и Париже.
Конечно, сравнивать эти убийства некорректно по той причине, что в первом случае поступок убийцы не поддается логическому пониманию, так как только сумасшедший, который не отдает отчета своим действиям может с такой жестокостью лишить жизни в том числе маленьких детей.
Говорят, якобы, убийцы в парижской редакции, прежде чем устроить кровавую бойню, озвучили мотивы своего поступка словами: «Это за пророка. Аллах великий».
Я – христианин. Моя религия не учит никого убивать. Наоборот, убийство человека является большим грехом. Уверен, что и у мусульман такое же отношение к убийству человека "с благими намерениями", если так можно сказать о лишении человека жизни. Ставшая сегодня крылатой фраза «Благими намерениями вымощена дорога в ад», свидетельствует об этом.
Религиозное чувство, это очень тонкая материя. Каждый воспринимает ее по своему, в зависимости от своей религиозности. Тем не менее, убивать человека, который не так воспринимает некоторые религиозные догмы не дозволено никому. Если человек использует свою профессию или должность для разжигания религиозной розни, для привлечения его к ответственности есть правоохранительные органы.
В этой связи еще раз остро стоит вопрос об этических нормах в журналистике и правильности понимания религиозных учений.
В советское время во многих редакциях висел лозунг «Печать – острое оружие партии». Его как-то высказал вождь большевиков-коммунистов Владимир Ленин. Мне кажется, что несмотря на глобальные изменения в мире, этот лозунг не потерял своей актуальности. К сожалению, некоторые журналисты, пользуясь правом свободы слова, часто не понимают, что у них в руках «острое оружие» и с ним надо быть очень осторожными. Тем более, когда имеешь дело с таким тонким материалом, как религия.
СМИ, конечно, менее организованное сообщество, чем религиозная конфессия. Журналисты более разобщены и каждый воспринимает существующий мир по-своему, исходя из собственного опыта, образования, воспитания. Поэтому, сатира, как литературный жанр, одними используется, как художественный элемент, но с учетом этических норм, а для других - это средство, чтобы художественно «задеть» чувства другого, высмеивать, не понимая порой, чем это может обернуться.
Верующие, считающие себя истинными христианами, мусульманами или кем-то другим, также разные. Одни соблюдают все каноны и относятся к человеческой жизни, как творению Бога, а другие готовы лишить человека жизни, исходя из собственного понимания справедливости.
Мне кажется, что и журналисты, нарушающие правила сосуществования людей, и верующие, считающие, что у них есть право проучить других насилием, нуждаются в постоянном просвещении своими сообществами.