На днях в СМИ появилось сообщение о проверке прокуратурой области деятельности саратовской региональной общественной организации Ассоциация «Партнерство для развития». Это обычная работа правоохранительного органа стала «важной» информацией по одной простой причине: руководителем вышеназванного НКО является один из известных общественников области, занимающихся проблемами сохранения природы и экологической безопасности, член Общественной палаты, Ольга Пицунова. И все.
Лично для меня, как специалиста в сфере информационных правоотношений, это информация не имеет никакой информационной ценности. Определенный интерес вызывают лишь слова Ольги Пицуновой, которые приводит ИА «Четвертая власть»: «Я не знаю, что именно они проверяют – соответствие нашей деятельности чему-то там, не являемся ли мы иностранными агентами или шпионами. Они нам анонимку так и не показали, поэтому я не знаю, на предмет чего проверка».
Сама Ольга Пицунова выдвигает несколько версий, в том числе выигранного ее организацией гранта американского фонда.
Если дело обстоит так, то это означает, что прокуратура сама создала ажиотаж вокруг какого-то рядового дела. Очевидно, что источником информации о проводимых прокуратурой проверок может быть только прокуратура. Возникает вопрос: «С какой целью?».
Непонятно также, с каких пор, так называемые, «анонимки» о проектах НКО являются поводом для прокурорской проверки?
На всех уровнях чиновники любят повторять, что Россия - правовое государство, цитируя соответствующую норму Конституции страны. Я тоже часто повторяю это своим студентам. И очень хочу, чтобы они четко понимали смысл Конституции. А еще больше хочу, чтобы эти нормы были соблюдены всеми, независимо от их должности и положения в обществе.
Между прочим, в правовом государстве органы власти, в том числе правоохранительные органы, следят за тем, чтобы своевременно обеспечивать информационные потребности общества о своей деятельности.
В данном случае, судя по многочисленным комментариям к публикации о так называемой проверке одной из известных в области экологических правозащитных организаций области - Ассоциации «Партнерство для развития», она вызывает общественный интерес. Поэтому прокуратуре, наверное, следовало бы разъяснить всем заинтересованным лицам, в том числе злопыхателям, которым не дают покоя деятельность некоторых общественников и правозащитников, что проводимые ею проверки являются обычным делом. Кроме того, важно доходчиво донести до общества, что получать на законных основаниях гранты, в том числе иностранные, имеет право каждая российская некоммерческая организация для осуществления своих уставных задач.
Общество должно понимать, что деятельность некоммерческих организаций, независимо от источника их финансировании, на законных основаниях, во многих случаях имеют своей целью улучшение ситуации в окружающем мире, делать его добрее, безопаснее и комфортнее для проживания.
А любителям официоза, я бы рекомендовал еще раз ознакомиться с выступлениями президента РФ Владимира Путина о важной роли НКО в обществе. Например, Послание Президента Федеральному Собранию.