Горячая линия: +7 (8452) 277-567
О палате Новости Газета „Глас народа“
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА      >      Новости      >

Десять вопросов и ответов о перепрофилировании объекта «Горный»



Вопрос 1: Какие отходы планируется перерабатывать на новом предприятии?

Ответ: I и II классов опасности. Именно такие виды отходов планируется перерабатывать на производственно-техническом комплексе.

Это прежде всего продукция, потерявшая свои потребительские свойства, технологические остатки с предприятий, побочные продукты химических и машиностроительных производств:

  • свинецсодержащие отходы (автомобильные и промышленные свинцово-кислотные аккумуляторы, отходы электрического кабеля);
  • ртутьсодержащие отходы (люминесцентные лампы, термометры и другие приборы, содержащие ртуть);
  • отходы химических источников тока (батарейки, источники бесперебойного питания, аккумуляторы);
  • органические горючие отходы (в основном отходы химического и нефтехимического производства);
  • неорганические отходы (отработанные растворы кислот, щелочей).

Вопрос 2: На новом объекте будут заниматься радиоактивными отходами?

Ответ: Прием на ПТК «Горный» радиоактивных отходов исключен. В качестве дополнительных мер будет организован радиационный контроль входящих отходов с целью недопущения попадания радиоактивных веществ на предприятие.

Вопрос 3: Будет ли учитываться мнение граждан при создании нового комплекса? Как населению узнать о проекте перепрофилирования?

 

Ответ: Конечно, это требование законодательства. Проведение официальных общественных обсуждений по объекту «Горный» планируется в 2020 году после разработки проектных решений. Однако, кроме предусмотренных законом процедур мы планируем обсудить с общественностью региона технические решения и на предпроектной стадии.

Проект обязательно пройдет не только Государственную экологическую экспертизу, но и общественную экологическую экспертизу.

При перепрофилировании объекта «Горный» будет создана общественная рабочая группа с привлечением научного экспертного сообщества для наблюдения и оценки проводимой работы, а также для контроля за соблюдением экологической безопасности при эксплуатации объекта. Мы хотим сделать весь процесс максимально прозрачным, чтобы ни у кого не осталось сомнений в безопасности создаваемого объекта.

В рамках реализации проекта будет предусмотрена программа информирования населения. Будет организована общественная приемная, куда сможет прийти каждый житель и задать все интересующие его вопросы. Кроме того, организуется бесплатная телефонная информационная линия, проводится освещение этапов реализации проекта на сайтах ФГУП «РосРАО» и Госкорпорации «Росатом», профильных сайтах, в социальных сетях – на официальных страницах предприятия и в группах, созданных специально под проект, создание информационного центра атомной отрасли Госкорпорации «Росатом» с организаций программы экологического просвещения, издание информационных материалов для населения с разъяснениями по видам отходов, техническим решениям, системам безопасности новых комплексов, проведение просветительских лекций-семинаров с участием ученых, экологов.

Вопрос 4: Когда начнет работу новое предприятие?

Ответ: В случае успешного прохождения всех процедур строительные работы начнутся не раньше 2021 года. В 2020 году запланировано прохождение всех экспертиз и общественные слушания. В эксплуатацию объект планируется ввести в 2023 году.

Вопрос 5: Разработана ли уже проектная документация для создания комплекса?

Ответ: Нет, проект еще не разработан. Разработка проектной документации начнется в 2019 году.

Вопрос 6: Зачем перерабатывать отходы I и II класса?

Ответ: В России в настоящее время действуют в основном небольшие предприятия по утилизации опасных отходов, что позволяет переработать не более 1,5% от ежегодно образующегося объема.

Из-за отсутствия производственной базы по переработке отходы накапливаются, со временем становясь объектами накопленного экологического ущерба, источниками химической опасности, что представляет собой угрозу окружающей среде и населению. Это потребовало принятия решения о дополнительном государственном регулировании обращения с отходами I и II классов опасности, в том числе в части создания производственных мощностей по их утилизации и обезвреживанию.

Вопрос 7: После утилизации отходов I и II класса все равно остается часть неперерабатываемых отходов. Что будет с ними?

Ответ: Отходы, поступающие на производственно-технический комплекс, будут направляться на обработку, утилизацию или обезвреживание в зависимости от их физико-химических свойств и компонентного состава.

Анализ состава отходов I и II классов опасности показал, что в них содержится значительное количество металла, пластика, стекла, минеральных инертных сред, загрязненных опасными химическими веществами. Все это после очистки и обезвреживания является вторичным сырьем.

Отделенные химические вещества будут подвергаться обезвреживанию и переработке для выделения технических продуктов, например, ртути, соединений металлов или неопасных для окружающей среды солей. Применение данных веществ в промышленности достаточно широко и в приоритетном порядке они будут реализовываться в качестве продукции.

Вопрос 8: Почему для размещения комплекса выбрана именно Саратовская область?

Ответ: В Саратовской области находится объект по уничтожению химического оружия «Горный», который в рамках федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» уже завершил свою деятельность. В данный момент удаляется оборудование для уничтожения химического оружия, обезвреживаются отходы от уничтожения химического оружия и ликвидации последствий деятельности.

Инфраструктура и системы безопасности объекта «Горный», обученный высококвалифицированный персонал являются уникальной базой для комплексного и контролируемого обращения с отходами I и II классов опасности. Современные многоуровневые и высокоэффективные системы обеспечения безопасности и контроля за недопущением негативного воздействия на окружающую среду уже созданы и функционируют на объекте.

Инфраструктура ПТК «Горный» полностью замкнутая и исключает попадание химических веществ в окружающую среду даже на уровне допустимых значений, утвержденных государственными нормативами.

Данная инфраструктура, безусловно, должна сохраниться, поддерживаться в эксплуатации и использоваться для пользы региона, населения, в первую очередь Краснопартизанского района.

Вопрос 9: Каким образом планируется отслеживать экологическую ситуацию на новом комплексе?

Ответ: В ходе работы производственного комплекса будет вестись строгий контроль за обеспечением безопасности. Будут задействованы уже существующие на объекте химико-аналитические лаборатории мониторинга окружающей среды, технологические лаборатории и лаборатории контроля безопасности производства, аккредитованные в установленном порядке национальным органом по аккредитации, имеющие расширенные области аккредитации и оснащенные современными средствами отбора проб и проведения измерений для анализа состояния окружающей среды и производственного контроля.

Надзор за функционированием такого производственного объекта будет осуществляться в установленном порядке Федеральными и государственными органами исполнительной власти, такими как Ростехнадзор, Росприроднадзор, ФМБА России, МЧС России и т. д.

При перепрофилировании объекта «Горный» будет создана общественная рабочая группа с привлечением научного экспертного сообщества для наблюдения и оценки проводимой работы, а также для контроля за соблюдением экологической безопасности при эксплуатации объекта. 

Вопрос 10: В каких регионах есть подобные предприятия?

Ответ: В России существуют в основном небольшие предприятия по утилизации ртутьсодержащих отходов и батареек.

В западных странах система переработки отходов I и II классов опасности развита и успешно функционирует уже несколько десятилетий. Стоит отметить, что в Европе данная система обращения с отходами также выстроена с участием государства. Места расположения выбираются исходя из анализа отходообразования территорий, транспортной инфраструктуры и логистики, доступа к газо-, электро- и теплосетям. Например, в Германии действует 29 таких заводов в крупных городах, в Финляндии - 8.

ИНФОРМАЦИЯ ПО СОЗДАНИЮ КОМПЛЕКСА ПО ОБРАБОТКЕ, УТИЛИЗАЦИИ И ОБЕЗВРЕЖИВАНИЮ ОТХОДОВ I-II КЛАССОВ ОПАСНОСТИ «ГОРНЫЙ»

Виды, объемы, источники отходов:

Федеральный проект «Инфраструктура для обращения с отходами I и II классов опасности» предусматривает создание мощностей по обработке, утилизации и обезвреживанию только промышленных отходов I и II класса опасности.

Прием на ПТК «Горный» радиоактивных отходов исключен. В качестве дополнительных мер будет организован радиационный контроль входящих отходов с целью недопущения попадания радиоактивных веществ на предприятие.

Ответственность за нарушение законодательства при обращении с отходами предусмотрена действующим законодательством Российской Федерации и возлагается на лиц, совершивших правонарушения.

В соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов на основании анализа отходообразования можно выделить следующие группы отходов, планируемых к поступлению на производственно-технический комплекс. Это прежде всего продукция, потерявшая свои потребительские свойства, технологические остатки с предприятий, побочные продукты химических и машиностроительных производств:

свинецсодержащие отходы (автомобильные и промышленные свинцово-кислотные аккумуляторы, отходы электрического кабеля);

ртутьсодержащие отходы (люминесцентные лампы, термометры и другие приборы, содержащие ртуть);

отходы химических источников тока (батарейки, источники бесперебойного питания, аккумуляторы);

органические горючие отходы (в основном отходы химического и нефтехимического производства);

неорганические отходы (отработанные растворы кислот, щелочей).

            Проектная предельная мощность ПТК «Горный» составит 50 тыс. тонн отходов I и II классов. Однако это не значит, что именно такой объем отходов будет на него завозиться. Мощность предприятия спланирована с учетом промышленного развития регионов.

На производственно-техническом комплексе планируется обращение с отходами I и II классов опасности, которые образуются в результате деятельности, прежде всего, предприятий Саратовской области, а также предприятий близлежащих регионов в соответствии с федеральной схемой, утверждаемой Правительством Российской Федерации. Данная информация будет доступна после внедрения федеральной схемы и единой государственной информационной системы по обращению с отходами I и II классов опасности.

Передача отходов I и II классов опасности федеральному оператору предусматривается от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО).

Региональные операторы уже сегодня обязаны передавать образующиеся при сборе и сортировке ТКО отходы I и II класса (например, ртутные лампы, аккумуляторы, батарейки) на утилизацию и обезвреживание специализированным организациям. Данный порядок останется неизменным.

Как и в настоящее время перевозка отходов I и II классов опасности на ПТК будет соответствовать самым жестким требованиям, установленным российским законодательством.

            Одним из дополнительных требований к перевозке отходов I и II классов опасности будет оснащение транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС (ГЛОНАСС/GPS), что позволит в режиме реального времени посредством единой государственной системы учета и контроля отслеживать их движение.

            Кроме того, планируется осуществлять маркировку тары с отходами для осуществления дополнительного контроля за их обезвреживанием и утилизацией.

Текущая ситуация и необходимость создания ПТК:

Отрасль переработки отходов развита в западных странах и успешно функционирует уже несколько десятилетий. Места расположения выбираются исходя из анализа отходообразования регионов, транспортной инфраструктуры и логистики, доступа к газо-, электро- и теплосетям. Например, в Германии действует 29 таких заводов в крупных городах, в Финляндии 8.

В России же в настоящее время действуют в основном небольшие предприятия по утилизации опасных отходов, что позволяет переработать не более 1,5% от ежегодно образующегося объема. Прежде всего, применяются физико-химические методы для обезвреживания ртутьсодержащих отходов и батареек.

Из-за отсутствия производственной базы по переработке отходы накапливаются, со временем становясь объектами накопленного экологического ущерба, источниками химической опасности. Данные обстоятельства несут в себе высокую степень риска нанесения ущерба окружающей среде и населению. Это потребовало принятия решения о дополнительном государственном регулировании обращения с отходами I и II классов опасности, в том числе в части создания производственных мощностей по их утилизации и обезвреживанию.

            В 2018 году завершилась реализация федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации». На мероприятия по уничтожению химоружия было израсходовано более 330 млрд. рублей. Были построены современные безопасные заводы по утилизации химического оружия, включая объект «Горный», созданы высококвалифицированные рабочие места, построена социальная инфраструктура.

В настоящее время на объектах удаляется оборудование для уничтожения химического оружия, обезвреживаются отходы от уничтожения химического оружия и ликвидации последствий деятельности.

Инфраструктура и системы безопасности объектов по уничтожению химоружия, обученный высококвалифицированный персонал являются уникальной базой для комплексного и контролируемого обращения с отходами I и II классов опасности. Современные многоуровневые и высокоэффективные системы обеспечения безопасности и контроля за недопущением негативного воздействия на окружающую среду уже созданы и функционируют на объектах. Это обеспечит эксплуатацию промышленного комплекса под строгим контролем и в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.

Инфраструктура ПТК «Горный» полностью замкнутая и исключает попадание химических веществ в окружающую среду даже на уровне допустимых значений, утвержденных государственными нормативами.

Создание ПТК «Горный» и таких же комплексов в Кировской, Курганской областях и Удмуртской Республике на базе объектов по уничтожению химоружия позволит не только вовлечь высвобожденный имущественный комплекс в хозяйственный оборот, и тем самым способствовать развитию отрасли, формированию и перспективному развитию российской технологической и машиностроительной баз промышленности, но и, самое главное, обеспечить экологическую безопасность регионов.

Существующую инженерную инфраструктуру при перепрофилировании планируется использовать с максимальной отдачей.

Проектом предусмотрено трудоустройство высококвалифицированного персонала объекта «Горный», создание новых рабочих мест. В процессе строительства ПТК будут дополнительно привлечены специалисты широкого спектра специальностей Саратовской области.

В ходе работы производственного комплекса будет вестись строгий контроль за обеспечением безопасности. Будут задействованы уже существующие на объекте химико-аналитические лаборатории мониторинга окружающей среды, технологические лаборатории и лаборатории контроля безопасности производства, аккредитованные в установленном порядке национальным органом по аккредитации, имеющие расширенные области аккредитации и оснащенные современными средствами отбора проб и проведения измерений для анализа состояния окружающей среды и производственного контроля.

Эффективные технологические решения:

            Технологическое оснащение объекта будет создаваться с учетом задействования различных подходов и методов обработки, утилизации, обезвреживания отходов.

            Технологические решения будут основаны на применении наилучших доступных технологий на базе информационно-технических справочников ИТС 9-2015, ИТС 15-2015 и др.

Отходы, поступающие на производственно-технический комплекс, будут направляться на обработку, утилизацию или обезвреживание в зависимости от их физико-химических свойств и компонентного состава.

Анализ состава отходов I и II классов опасности показал, что в них содержится значительное количество металла, пластика, стекла, минеральных инертных сред, загрязненных опасными химическими веществами. Все это после очистки и обезвреживания является вторичным сырьем.

Отделенные химические вещества будут подвергаться обезвреживанию и переработке для выделения технических продуктов, например, ртути, соединений металлов или неопасных для окружающей среды солей. Применение данных веществ в промышленности достаточно широко и в приоритетном порядке они будут реализовываться в качестве продукции.

            Конкретные решения будут разработаны в проектной документации и обсуждены в рамках общественного контроля реализации проекта.

Государственная и общественная экологическая экспертиза:

В соответствии с Федеральным законом от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» производственно-технический комплекс по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II класса опасности относится к объекту государственной экологической экспертизы высшего федерального уровня.

Государственным заказчиком данных работ определена Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом». Заказчиком (застройщиком) - ФГУП «РосРАО», в хозяйственное ведение которого передается имущественный комплекс объекта УХО «Горный».

В рамках создания ПТК будет проведен весь спектр предусмотренных законодательством процедур, в том числе разработка проекта, включая оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС), общественные обсуждения, проведение всех необходимых видов государственной экспертизы.

В 2020 году запланирована разработка проектной документации.

В рамках проектирования ПТК будет осуществлен ряд мероприятий, направленных на прогноз (расчетным методом) возможного негативного воздействия на окружающую среду, в том числе будет дана оценка воздействия на окружающую среду, проведены общественные слушания и государственная экологическая экспертиза, в том числе общественная (ориентировочно в II-III квартале 2020 года).

Кроме предусмотренных законом процедур ФГУП «РосРАО» планирует обсуждение с общественностью региона технологических решений на предпроектной стадии. При общественной палате области создана рабочая группа для наблюдения и оценки проводимых мероприятий. В будущем аналогичная рабочая группа будет следить за соблюдением экологической безопасности при эксплуатации объекта.

Создание ПТК:

Срок службы зданий и сооружений бывшего завода по уничтожению химического оружия установлен проектной документацией и составляет не менее 30 лет. В настоящее время имеется существенный запас эксплуатационного срока для его полезного использования. После проведения модернизации гарантированный срок эксплуатации будет продлен в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов.

В рамках реконструкции будет демонтировано оборудование для уничтожения химического оружия, а вся инфраструктура и мощности для обезвреживания отходов и обеспечения безопасности будут существенно модернизированы и усовершенствованы.

            Проектные организации будут выбраны в рамках мероприятий, проводимых в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

ФГУП «РосРАО» – специализированная организация ГК «Росатом», профессионально занимающаяся в том числе комплексным обращением с промышленными отходами, реабилитацией территорий, развитием специализированной производственно-технической базы. Среди наиболее ярких проектов можно назвать успешное создание инфраструктуры для решения проблем «ядерного наследия» на Северо-Западе России (Губа Андреева – ввоз на переработку отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) атомных подводных лодок; Сайда-Губа – утилизация атомных подводных лодок, выведенных из состава ВМФ России в течение 1990-2000х гг.), освобождение от ОЯТ всей территории российского Дальнего Востока, разработка технологии очистки тритиевых вод для нужд АЭС «Фукусима-1» и другие крупные проекты.

ГК «Росатом» с участием специалистов, работающих во ФГУП «РосРАО», создана эффективная система обращения с радиоактивными отходами. Полученный опыт и компетенции, аккумулированные во ФГУП «РосРАО», гарантируют такое же эффективное решение проблемы обращения и с отходами I и II классов опасности. Кроме того, будут привлечены ведущие специализированные научно-исследовательские институты и инжиниринговые центры как российские, так и зарубежные.

Безопасность и система экологического мониторинга:

На объектах по уничтожению химического оружия создана и эксплуатируется многоуровневая система производственного экологического контроля и мониторинга. Осуществляется контроль за чистотой выбросов, сбросов, за соответствием параметров специального оборудования и очистных систем установленным экологическим и техническим нормативам, идентификация (контроль соответствия паспортным данным) состава общепромышленных отходов и оценка их воздействия на окружающую среду.

Вокруг объекта осуществляется мониторинг состояния атмосферного воздуха, почвы, природной воды, снежного покрова, донных отложений.

Наблюдение за состоянием окружающей среды будут осуществляться и далее.

Комплекс современных систем безопасности, в том числе промышленной и экологической, с одной стороны, и система многоуровневого контроля производства и мониторинга компонентов окружающей среды, с другой стороны, позволяет исключить негативное воздействие на окружающую среду выше предельно допустимых концентраций.

Это будет обеспечиваться:

- современными оптимальными технологическими решениями по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов, направленными на извлечение полезных компонентов и существенно снижающими опасность отходов;

- многоуровневыми системами промышленной и экологической безопасности, успешно апробированными при уничтожении химического оружия;

- наличием непрерывного контроля состояния окружающей среды не только на территории предприятия, но и на границах санитарно-защитной зоны.

Будут задействованы уже существующие на объекте:

- химико-аналитические лаборатории мониторинга окружающей среды;

- технологические лаборатории и лаборатории контроля безопасности производства, аккредитованные в установленном порядке национальным органом по аккредитации, имеющие расширенные области аккредитации и оснащенные современными средствами отбора проб и проведения измерений для анализа состояния окружающей среды и производственного контроля.

Комплексные системы безопасности на создаваемом производстве будут соответствовать действующим нормативным правовым актам Российской Федерации и не будут уступать уровням безопасности и степени защиты от вредных воздействий на окружающую среду, которые используются на перепрофилируемом объекте и показали высокую эффективность при уничтожении химического оружия.

Надзор за функционированием такого производственного объекта будет осуществляться в установленном порядке Федеральными и государственными органами исполнительной власти, такими как Ростехнадзор, Росприроднадзор, ФМБА России, МЧС России и т. д.

Социальная эффективность проекта:

Объект «Горный» - это современный, высокотехнологичный комплекс с мощной промышленной и социальной инфраструктурой, включающей системы безопасности, инженерные системы водооборота, пожаротушения, электро– и газоснабжения, сигнализации, информирования, автоматического контроля и мониторинга окружающей среды и многое другое.

Инфраструктура объекта «Горный», безусловно, должна сохраниться, поддерживаться в эксплуатации и использоваться для пользы региона, населения, в первую очередь Краснопартизанского района.

Инвестиционным проектом предусмотрено трудоустройство высококвалифицированного персонала объекта «Горный», а также создание новых рабочих мест. В процессе строительства ПТК будут дополнительно привлечены специалисты широкого спектра специальностей Саратовской области.

Одновременно с этим, реализация инвестиционного проекта позволит повысить уровень локализации производства продукции (расходных материалов), используемых при эксплуатации оборудования, в том числе с привлечением малого и среднего предпринимательства.

Только на объекте планируется создать более 280 рабочих мест, общее количество работающих с учетом транспортной и обеспечивающей инфраструктуры будет существенно больше.

На данный момент в районах размещения объектов по уничтожению химического оружия функционируют поликлинические диагностические центры, где проводится мониторинг здоровья населения, проживающего в непосредственной близости от объекта. Несомненно, данную инфраструктуру необходимо сохранять и развивать.

Одновременно совместно с руководством области будут рассмотрены различные варианты развития социальной инфраструктуры в районе расположения объекта. Территории реализации проекта по созданию системы обращения с промышленными отходами I и II классов опасности войдут в состав участников общеотраслевых инициатив «Школа Росатома», «Территория культуры Росатома», Открытый конкурс социально значимых проектов среди некоммерческих неправительственных организаций.

Кроме того, Госкорпорация «Росатом», в местах своего присутствия, в большинстве случаев становится крупнейшим налогоплательщиком. Не исключением будут и регионы расположения производственно-технических комплексов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I-II классов опасности.

Вклад компании в социально-экономическое развитие территорий присутствия – это не только участие в формировании доходной базы региональных и местных бюджетов, но и реализация целого комплекса социальных и благотворительных программ.

Проект по созданию ПТК «Горный» позволит:

- создать новые рабочие места с высоким уровнем заработной платы (от 50-55 тыс. рублей);

- обеспечить трудоустройство и повышение уровня образования квалифицированного персонала объекта «Горный»;

- улучшить общую экологическую обстановку в регионе путем снижения несанкционированного размещения опасных отходов в необорудованных местах;

- обеспечить налоговые поступления в региональный бюджет.

Публичность и открытость проекта:

Проведение официальных общественных обсуждений по объекту «Горный» планируется в 2020 году после разработки проектных решений. Однако, кроме предусмотренных законом процедур мы планируем обсудить с общественностью региона технические решения и на предпроектной стадии.

Проект обязательно пройдет не только Государственную экологическую экспертизу, но и общественную экологическую экспертизу.

При перепрофилировании объекта «Горный» будет создана общественная рабочая группа с привлечением научного экспертного сообщества для наблюдения и оценки проводимой работы, а также для контроля за соблюдением экологической безопасности при эксплуатации объекта. Мы хотим сделать весь процесс максимально прозрачным, чтобы ни у кого не осталось сомнений в безопасности создаваемого объекта.

В рамках реализации проекта будет предусмотрена программа информирования населения. Будет организована общественная приемная, куда сможет прийти каждый житель и задать все интересующие его вопросы. Кроме того, организуется бесплатная телефонная информационная линия, проводится освещение этапов реализации проекта на сайтах ФГУП «РосРАО» и Госкорпорации «Росатом», профильных сайтах, в социальных сетях – на официальных страницах предприятия и в группах, созданных специально под проект, создание информационного центра атомной отрасли Госкорпорации «Росатом» с организаций программы экологического просвещения, издание информационных материалов для населения с разъяснениями по видам отходов, техническим решениям, системам безопасности новых комплексов, проведение просветительских лекций-семинаров с участием ученых, экологов.

< Назад Наверх