Горячая линия: +7 (8452) 277-567
О палате Новости Газета „Глас народа“
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА      >      Новости      >

Потребители доверяют Общественной палате

Состоялось заседание комиссии по социальной политике и здоровому образу жизни. На заседании принят план работы комиссии на 2019 год и отчет о проведенной работе за 2018год.
Основным вопросом стало обсуждение состояния потребительского рынка в Саратовской области: проблемы и пути их решения. Докладчиком выступила Надежда Сатарова – член Общественной палаты Саратовской области, председатель Саратовского регионального общественного учреждения по защите прав потребителей. Речь шла о повышении уровня социальной ответственности хозяйствующих субъектов, работающих на потребительском рынке, и уровне защищённости потребителей от действий недобросовестных продавцов, производителей товаров и совершенствовании системы контроля безопасности товаров.
В 2017 году была принята Стратегия государственной политики РФ в области защиты прав
потребителей на период до 2030 года.
Однако самая правильная Стратегия остается списком необязательных рекомендаций без Плана реализации с конкретными мероприятиями, сроками и ответственными исполнителями. В конце марта 2018 г этот план был утвержден Правительством Саратовской области и в нем, к сожалению, не был отражен ряд существенных положений Стратегии, которые касаются
благополучия миллионов российских потребителей.
Первое – здоровое питание и достоверная информация на упаковке оказалась не в приоритете.
Одно из направлений деятельности в сфере защиты прав потребителей – законодательные
инициативы по продвижению здорового образа жизни, в частности, обеспечение потребителей достоверной информацией о продуктах питания в целях снижения рисков развития заболеваний, обусловленных повышенным потреблением сахара, насыщенных жиров, поваренной соли.
Самую первую информацию о продукте питания потребитель получает, прочитав этикетку
продуктов питания. На ней в доступном виде должно быть отражено содержание сахара,
насыщенных жиров, трансжиров и поваренной соли.
Согласно стратегии, «для обеспечения защиты граждан РФ как потребителей предлагается…
проводить политику, направленную на обеспечение наличия в обороте качественной и
безопасной продукции, с полной и достоверной маркировкой товаров…».
Однако, действующее на территории Евразии экономического союза законодательство –
Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее
маркировки» не предоставляет потребителю информации о количественном содержании в
продукте питания вредных компонентов (в 100 г продукта или в порции) лишая тем самым
потребителя шанса выбирать здоровую пищу.
Нынешнее регулирование не предусматривает требований к размеру шрифта и фону надписи на этикетке продукта, хотя это влияет на восприятие потребителей существенной информации о продуктах. Действующее регулирование не соответствует и отстает от принятых во многих
развитых странах правил маркировки пищевой продукции.
Предусмотренные в принятой Стратегии положения, отражающие необходимость и важность
совершенствования законодательства в этой сфере, не нашли своего отражения в Плане
мероприятий по реализации Стратегии и останутся благими намерениями по сохранению
здоровья нации, не подкрепленными конкретными законодательными инициативами.
Для решения данной проблемы необходимо внести поправки в Технический регламент
Таможенного союза, предусматривающие включение в показатели пищевой ценности пищевойпродукции, указываемой в ее маркировке: количество насыщенных жирных кислот, трансжиров, сахаров, поваренной соли, а также требования к специальному кодированию данных показателей при маркировке пищевой продукции и требования к минимальному размеру шрифта, фону надписи на этикетке. К сожалению, в ходе работы по продвижению этих изменений сослаться на План реализации Стратегии будет нельзя.
Второе – право на просвещение, также оказалось не в приоритете.
Важной частью системы защиты прав потребителей является обеспечение права граждан на
посвящение в области защиты прав потребителей. Эффективность потребительского просвещения во многом зависит от того, начинается ли оно вовремя, со школы, когда дети начинают анализировать окружающий мир и формировать свое потребительское поведение.
Для того чтобы гарантировать права граждан на просвещение в области защиты прав
потребителей (а эти права закреплены в профильном законе), необходимо обеспечить включение соответствующих требований в Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОСы) начального, общего и высшего образования, основные образовательные и
профессиональные программы на всех уровнях образования, начиная с начальной школы,
используя систему повышения квалификации преподавателей, заканчивая высшими учебными заведениями, готовящими преподавателей и юристов, включая спецкурс во всех высших учебных заведениях, готовящих специалистов для отраслей сферы обслуживания потребителей.
Закрепление обязательного просвещения в области защиты прав потребителей на федеральном уровне позволило бы распространить имеющийся опыт образовательных проектов (включая успешные региональные школьные олимпиады по потребительским знаниям) на все регионы РФ.
Вы уже догадались, что в Плане мероприятий о потребительском просвещении в
образовательных учреждениях нет ни слова.
В области сформирована достаточно гибкая и разветвленная система ЗПП, от проведения
совместных проверок, сделаны шаги к консолидации усилий всех органов по обеспечению
надежной защиты прав и интересов потребителей как на региональном, так и муниципальном
уровнях.
В целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений прав потребителей на территории области соответствующие органы, в рамках своих полномочий, регулярно осуществляют контроль за наиболее проблемными секторами потребительского рынка.
А как местные хозяйствующие субъекты потребительского рынка решают проблемы покупателей?
ОП Саратовской области регулярно проводит рейды по сетевым и шаговой доступности
магазинам. И с чем мы встречаемся:

  • на фасованный товар с истекшим сроком годности переклеиваются этикетки с новым сроком, тем самым продлевая его срок годности и реализации соответственно;
  • отсутствует информация о происхождении товара;
  • заведомо снижается масса продукции при упаковке, а цена на товар остается прежней, либо
    даже увеличивается (к примеру: молоко, шоколад, масло сливочное, яйцо – 9 вместо 10 и т.д.);
  • вводят в заблуждение покупателей оформляя ценники, так на сырный или творожный продукт наименование не заполняется (только на сыр и творог);
  • фасовка продукции производится в подсобных помещениях и т.д.
    Можно еще много перечислять нарушений на потребительском рынке, с которыми потребитель сталкивается, а здесь присутствуют все потребители, оставляя свои служебные места. По поручению СПРФ И КОНФОПа, членами которых является СРОУЗПП, ежегодно предоставляем информационно-аналитический отчет по установленной форме, где указываем общее количество обращений за год и конкретно по вопросам, к примеру: по безопасности товаров и услуг, качества продовольственных товаров (чаще всего), качества непродовольственных товаров и т.д. (до 15 вопросов).
    Также проводим опрос граждан методом интервью, цель опроса – оценить нарушения прав
    потребителей и их последствия в регионе. Такое поручение выполняют все региональные
    общественные объединения ЗПП. По материалам, направленным в СПРФ формируется доклад по РФ. Надо отметить, ситуация с нарушениями на потребительском рынке во всех регионах РФ мало чем отличается.
    В 2018 г обращений граждан в ОП Саратовской области по вопросам нарушений на
    потребительском рынке значительно вырос, а именно: приобретение ненадлежащего качества
    товаров и выполнение услуг (мобильные телефоны рыбная продукция, мясная и т.д.). Это говорит о том, что граждане доверяют ОП Саратовской области.
    ОП Саратовской области и общественные организации по защите прав потребителей продолжают работу над воплощением в жизнь всех важнейших мер защиты прав потребителей.
    Обсудив доклад Сатаровой Н.В. совместно с представителями различных министерств и ведомств, члены комиссии приняли решение систематически мониторить выполнение Комплексной программы " Обеспечение защиты прав потребителей в Саратовской области" на период 2016-2020 годы, и выйти с законодательной инициативой о внесении изменений в Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части её маркировки".
    Последним вопросом на заседании комиссии был рассмотрен вопрос о мониторинге
    информации об объектах, нанесенных на Карту возможностей особого ребенка, созданную по
    инициативе Общественной Палаты РФ. Создана рабочая группа, которую возглавила Исаева
    Ирина, председатель СРОО больных муковисцидозом «Свободное дыхание», принято решение поработать над расширением количества объектов Карты.
< Назад Наверх

Добавить комментарий:

Для того, чтобы написать комментарий, вам необходимо войти на сайт.