Горячая линия: +7 (8452) 277-567
О палатеНовостиБлогиОП64 видеоТретий секторГазета „Глас народа“ ОП64 контроль
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА      >      Новости      >

Итоги работы ОНК

 

 

 

Правовой основой взаимодействия общественных наблюдательных комиссий с органами и учреждениями выполняющим функции принудительного содержания граждан является Федеральный закон от 10 июня 2008 года № 76 -ФЗ « Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», в ст. 15 которого перечислены основные формы деятельности общественных наблюдательных комиссий, которые и определяют основные направления взаимодействия.

 

У органов государственной власти и ОНК есть серьезный объединяющий фактор – деятельность этих институтов направлена на своевременное выявление, оформление и реализацию общественных интересов и потребностей, что крайне необходимо при реализации государственной политики в области обеспечения прав человека.

Мы делаем одну и ту же работу по реализации государственной политики - защищаем права человека в местах принудительного содержания, и здесь конструктивное взаимодействие и площадки для диалога нам крайне необходимы.

В ходе работы Общественные наблюдательные комиссии отличаются тем, что над государственными институтами и сотрудниками давлеют установки сверху, и они не самостоятельны, в отличие ОНК, которая в своей деятельности независима и, в силу закона, над ней не давлеет никто. Поэтому, вполне естественно, наши позиции могут не совпадать, и мы не можем, в силу возложенных на нас, в рамках закона, полномочий, работая в весьма болезненной области нашего общества, быть хорошими для всех.

Почему нужно взаимодействие с властью и правоохранительными органами общественным наблюдательным комиссиям?

Во-первых, Общественные наблюдательные комиссии в России – это национальный превентивный механизм и единственные общественные и не государственные структуры, которые, согласно ФЗ№76, могут добыть объективную информацию о судьбах лиц, задержанных, подозреваемых, обвиняемых и осужденных, и сообщить об этом не только обществу, но и заинтересованным министерствам  для  обсуждений выявленных проблем  на площадке диалога.

Во-вторых контроль наблюдательных комиссий - это не самоцель, а способ повысить эффективность деятельности правоохранительных структур и степень доверия к ним населения.

В уголовно-исполнительную систему (УФСИН РФ по Саратовской области) входят 17 учрежденийразличных видов содержания, это исправительные учреждения общего, строго режимов, лечебно исправительные учреждения, колонии -поселения, тюрьма ;

ГУ МВД РФ по Саратовской области — 38 ИВС, и 6 — спецприемников;

Министерство образования Саратовской области - 1 Марксовская специальная общеобразовательная школа» ( ГКСУВУСОдДиПсДПЗТ);

Пограничное управление по Саратовской и Самарским областям — 3 специально отведенных помещения для содержания лиц,задержанных за административные правонарушения;

Приволжское ЛУ МВД России на транспорте — 2 ИВС;

 

По состоянию на 1 марта текущего года в учреждениях УФСИН России по Саратовской области области содержалось 12 045 человек.

 

Что сделано членами комиссией в Саратовской области? На первый взгляд может показаться, что кроме проверок мест принудительного содержания члены ОНК не заняты проблемами задержанных и осужденных лиц, но это не так, благодаря настойчивости членов комиссии:

  • налажено конструктивное взаимодействие с Уполномоченным по правам человека в Саратовской области, УФСИН России по Саратовской области, ГУ МВД России по Саратовской области, Уполномоченным по правам ребенка в Саратовской области,Уполномоченным по правам предпринимателей в Саратовской области, Прокуратуройпо надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Саратовской области
  • Открыта общественная приемная для граждан попавших в трудные жизненные ситуации по адресу: г. Саратов, ул. Вольская, д.35, которая работает ежедневно с 9 до 18 часов.
  • Работает круглосуточный телефон доверия Общественной наблюдательной комиссии Саратовской области ( № 22-52-48)
  • Создан информационный интернет ресурс который способствует формированию объективного общественного мнения о социально- значимом характере деятельности ОНК. На сайте Общественной палаты Саратовской области постоянно обновляется информация о проводимых проверках членами ОНК в Саратовской области.
  • За период работы с августа 2014 года по апрель 2017 года комиссией проведено 141 проверка мест принудительного содержания, из которых 64 проверки учреждений подведомственных УФСИН России по Саратовской области, 77 проверок ИВС и спецприемников подведомственных ГУ МВД России по Саратовской области. На сегодняшний день не охвачен проверками только ИВС МО МВД РФ Новоузенского района, в который входят ИВС отдела полиции р.п. Александов Гай и ИВС отдел полиции р.п. Питерка.
  • При проверках представители ОНК оценивали санитарное состояние, материально — бытовое обеспечение, питание, лекарственного обеспечения,  качества медицинской помощиосужденным, арестованным и задержанным. Выясняли причины нахождения осужденных в помещениях ШИЗО, ПКТ, возможное применение насильственных действий со стороны сотрудников администраций и осужденных.
  • на личных приемах членов ОНК по личным вопросам осужденных и задержанных, проводились беседы с лицами, находящимися в местах принудительного содержания, за почти три года таких встреч проведено более 200.
  • совместно с уполномоченным по правам человека Журик Т.В. оказывалась адресная помощь бывшим осужденным, не имеющим постоянного места жительства ( направлялись на ул. Полярная 12).
  • из личных средств членов комиссии в приобретении одежды, продуктов питания помогли 12 бывшим осужденным .
  • в течении срока полномочий комиссии рассмотрено 162 письменных обращений осужденных,задержанных, и их родственников.Значительное количество обращений носит характер предоставления правовой помощи по вопросам обжалования приговоров, условно-досрочного освобождения, условий содержания в исправительных учреждениях, получения медицинской помощи,  а также консультации в сфере семейного, жилищного, социального и пенсионного законодательства.
  • Принято на личных приемах 34 родственника осужденных, которых в основном интересовал вопрос условно-досрочного освобождения, перевода из одного учреждения подведомственное УФСИН России по Саратовской области в другое, состояние здоровья.
  • Именно ОНК в Саратовской области впервые была организована и проведена совместно с УФСИН России по Саратовской области беспрецедентная акция по организации проверки режимного учреждения совместно со средствами массовой информации. Впервые было предоставлено журналистам региональных СМИ, методом случайного выбора (путем жеребьевки) из пяти колоний, дислоцированных в областном центре и г. Энгельсе, для посещения выбрать одно исправительное учреждение, тогда жребий пал на ИК- 33.
  • Такая инициатива была продолжена на протяжении последних 2 -х лет совместно с журналистами были посещены следственный изолятор, колония поселения, исправительные учреждения ИК-7, ИК-33

- Были организованны совместные проверки условий содержания с представителями Общественной палаты Саратовской области в Следственном изоляторе № 1, ИК-13

  • На базе ФКУ ИК-13 УФСИН России по Саратовской области, при участии Общественной палаты Саратовской области был проведен круглый стол по экономическим вопросам, по вопросам — недостаточной загруженности осужденных работой, нехваткой заказов на производстве, где принимали участие представителей министерств и ведомств региона.
  • В Министерстве юстиции Саратовской области с участием членов ОНК неоднократно рассматривались вопросы применения условно-досрочного освобождения осужденных, актуальные вопросы правоприменения законодательства в части, касающейся содержания под стражей и исполнения наказаний.
  • В рамках проведения  «Гражданского форума» члены комиссии принимали участие в работе переговорной площадки «Механизмы защиты прав человека», модератором которого являлась депутат Саратовской областной Думы Галина Комкова.

- принимали участие на заседании Координационного совета уполномоченных по правам человека Приволжского федерального округа

- участвовали в заседаниях административных комиссий, коллегий УФСИН России по Саратовской области.

  • В течении 3 лет работы члены комиссии принимали участие в образовательных программах для членов ОНК Российской Федерации в Самарской области, участвовали в форуме «Содружество» в Нижегородской области, на площадке «Проблемы прав человека в местах принудительного содержания», принимали участие в конференции проводимой Советом Общественных наблюдательных комиссий в г. Москва, где поднимались вопросы обеспечение прав человека, не только в местах принудительного содержания, но и ресоализация данной категории граждан в современной России, после освобождения.

Работа общественных наблюдателей дает возможность администрации мест принудительного содержания услышать общественную оценку деятельности персонала с точки зрения обеспечения законности подследственных, снимает напряженность среди лиц, находящихся во временной изоляции, настраивает руководителей и персонал учреждения на устранение вскрытых членами наблюдательных комиссий нарушений в области прав человека. В определенной степени он предостерегает сотрудников мест принудительного содержания от совершения правонарушений.

Что можно пожелать, говоря о тенденциях развития гражданского контроля по соблюдению прав человека в местах принудительного содержания в Саратовской области, необходимо в дальнейшем совершенствовать законодательную базу, направленную на более тесное взаимодействие государственных и общественных структур, а также религиозных объединений.

В настоящее время в России существует достаточная развитая и постоянно прогрессирующая система институтов гражданского общества взаимодействующих с пенитенциарными учреждениями. Однако существует масса нерешенных проблем, что негативно сказывается на реализации многих направлений.

Так, например, в своей деятельности ОНК сталкивается с такими проблемами:

  • За 3 года работы у членов ОНК не успевают сформироваться устойчивое представление о местах принудительного содержания.
  • Не обеспеченность материально техническими ресурсами препятствует выполнению наблюдательной комиссии своих основных функций.

- Особое внимание привлекает к себе вопрос о посещении исправительных учреждений. С одной стороны согласование визитов обусловлено закрытостью мест лишения свободы, с другой ОНК не может провести внезапное инспектирование с целью выявления нарушения прав и свобод осуждённых. Считаем, что необходимо введение дополнительных поправок в нормативно-правовую базу регулирующую деятельность данной общественной организации, что приведет к возможности инспектирования исправительных учреждений без предварительного уведомления, как единолично членами ОНК, так и совместно с другими органами исполнительной власти.

 

- Также хотелось чтобы администрации мест принудительного содержания уведомляли наблюдательные комиссии о вводе ОМОНА, и других значимых событиях ( членовредительстве, насильственных смертях, суицидах, применении насилия).

 

 

Метки:
< Назад Наверх

Добавить комментарий:

Для того, чтобы написать комментарий, вам необходимо войти на сайт.